Дальше — хуже? что будет с ценами на бензин и когда в рф кончится нефть

Место бензина в общем списке топливных материалов: перспективы

Чтобы понять, почему с каждым годом цена на горючее растет, независимо от уровня доходов населения, нужно рассмотреть себестоимость топлива. Известно, что горючее производят из нефти, его изготавливают двумя существующими методами – термическим и каталитическим. В зависимости от выбора способа цена готового продукта будет меняться, так как они разные по сложности. На стоимость влияет и поиск месторождения нефти.

Перед тем как начать бурить скважину, проводят массу подготовительных процедур. Они направлены на геологические исследования поверхности, ведь ошибок быть не должно. Затем нефть доставляют на перерабатывающее предприятие – считаются расходы за транспортировку. Это влияет на конечную цену продукта. При расчете себестоимости бензина используют такие показатели:

  • себестоимость разведки;
  • затраты на транспортировку;
  • расходы на переработку;
  • затраты на розницу;
  • прибыльные налоги;
  • акциз;
  • НДС;
  • НДПИ;
  • совокупная прибыль изготовителя и переработчика.

Если нет цели в будущем переводить бензиновое авто на газ, то дизель будет предпочтительнее. У него экономичный расход, а стоимость топлива невысокая. Если провести сравнение средних цен по Москве, то будет такая картина:

  1. Бензин – около 48 рублей.
  2. Дизель – около 46 рублей.
  3. Газ – около 22 рублей.

Ежедневно стоимость топлива меняется, показатели обновляются, они зависят от перечисленных выше факторов. Многие государства стремятся частично отказаться от бензинового топлива, отдавая предпочтение экологически чистым видам. Сюда относят давление сжатого воздуха, этанол, энергию растительного масла, водород, электричество. Все эти виды безопасны для окружающей атмосферы так как не имеют выхлопов.

Цены на бензин в 2018-2021 году

Наиболее дорогой бензин на Бермудских островах – 2,04$.

Место в рейтинге Наименование страны Стоимость 1 литра бензина в долларах США Стоимость одного литра бензина в российских рублях.
1 Бермудские острова 2,04 130,64
2 Гонконг 1,91 122,07
3 Нидерланды 1,7 108,74
4 Норвегия 1,68 107,56
5 Палестинская территория 1,64 104,94
6 Исландия 1,63 104,37
7 Италия 1,63 104,26
8 Финляндия 1,6 102,37
9 Израиль 1,59 101,65
10 Греция 1,58 101,39
11 Португалия 1,56 100,08
12 Швеция 1,56 99,93
13 Сингапур 1,56 99,63
14 Дания 1,56 99,51
15 Швейцария 1,51 96,78
16 Мальта 1,51 96,74
17 Турция 1,5 95,91
18 Германия 1,48 95,02
19 Ирландия 1,44 92,36
20 Бельгия 1,43 91,71
21 Великобритания 1,43 91,42
22 Уругвай 1,42 91,15
23 Франция 1,42 90,65
24 Словакия 1,41 90,09
25 Хорватия 1,39 88,81
26 Словения 1,38 88,57
27 Новая Зеландия 1,36 86,99
28 Южная Корея 1,35 86,43
29 Черногория 1,34 85,43
30 Кипр 1,33 84,88
31 Испания 1,32 84,59
32 Доминиканская Республика 1,32 84,43
33 Багамские о-ва 1,29 82,7
34 Румыния 1,29 82,31
35 Япония 1,27 81,39
36 Сербия 1,27 81,11
37 Бангладеш 1,26 80,93
38 Австрия 1,24 79,66
39 Чешская Республика 1,23 78,7
40 Венгрия 1,21 77,5
41 Латвия 1,2 76,84
42 Аргентина 1,2 76,69
43 Болгария 1,18 75,76
44 Эстония 1,17 75,09
45 Литва 1,17 75,07
46 Чили 1,16 74,38
47 Македония 1,16 74,35
48 Коста-Рика 1,14 72,69
49 Польша 1,13 72,01
50 Бразилия 1,1 70,25
51 Перу 1,09 69,9
52 Уганда 1,08 69,39
53 Гондурас 1,07 68,22
54 Босния и Герцеговина 1,06 68,13
55 Непал 1,02 65,54
56 Гана 1,02 65,05
57 Индия 1 64,13
58 Марокко 0,99 63,43
59 Камбоджа 0,98 62,95
60 Австралия 0,98 62,68
61 Китай 0,98 62,53
62 Кения 0,94 60,39
63 Эфиопия 0,94 60,15
64 Молдавия 0,91 58,16
65 Армения 0,9 57,78
66 Украина 0,89 56,98
67 Южная Африка 0,88 56,38
68 Иордания 0,87 55,46
69 Филиппины 0,86 55,34
70 Шри Ланка 0,84 53,44
71 Канада 0,83 53,08
72 Ливан 0,82 52,42
73 Тайвань 0,81 52,05
74 Таиланд 0,81 51,87
75 Вьетнам 0,81 51,56
76 Сальвадор 0,81 51,56
77 Намибия 0,78 49,68
78 Гватемала 0,77 49,41
79 Грузия 0,77 49,23
80 Панама 0,76 48,86
81 Тунис 0,74 47,5
82 Колумбия 0,74 47,1
83 Мексика 0,74 47,04
84 Пакистан 0,73 46,46
85 Сирия 0,71 45,6
86 Узбекистан 0,71 45,57
87 Пуэрто-Рико 0,66 42,36
88 Беларусь 0,63 42,11
89 Соединенные Штаты 0,61 39,12
90 Индонезия 0,6 38,16
91 Ирак 0,55 35,47
92 Эквадор 0,55 35,19
93 Боливия 0,55 35,15
94 Россия 0,53 40,2
95 Объединенные Арабские Эмираты 0,5 31,96
96 Малайзия 0,5 31,78
97 Азербайджан 0,46 29,44
98 Нигерия 0,39 25,07
99 Бруней 0,39 24,67
100 Казахстан 0,37 23,95
101 Оман 0,37 23,71
102 Бахрейн 0,36 23,16
103 Иран 0,31 20,12
104 Катар 0,31 19,66
105 Египет 0,3 19,14
106 Алжир 0,22 13,79
107 Кувейт 0,21 13,7
108 Саудовская Аравия 0,17 11,15
109 Ливия 0,11 7,11
110 Венесуэла 0,01 0,46

Где бензин стоит дешевле

На нашей планете можно найти 25-30 стран, в которых топливо для автомобилей продается дешевле (иногда в разы).

Меньше всего бензин стоит в Венесуэле — 0,02$ (1,18 рубля) за литр. Эта страна занимает 9 место в мире по объему добычи нефти. Чисто символическая стоимость топлива в Венесуэле объясняется тем, что правительство данной страны субсидирует покупку бензина гражданами. Себестоимость горючего, продаваемого на автозаправках, на самом деле в 28 раз выше, чем его розничная цена. Чашка кофе в придорожном кафе обойдется венесуэльскому автолюбителю в 30 раз дороже, чем покупка 1 литра бензина.

Однако, несмотря на дешевизну топлива, российские автомобилисты вряд ли захотели бы жить в Венесуэле. В этой стране уже несколько лет бушует политический кризис, ощущается нехватка продовольствия. А инфляция национальной валюты страны в 2018 году перешагнула фантастические 1 300 000 %.

На втором месте по дешевизне бензина находится Иран, который одновременно занимает 6 место по объему нефтедобычи. 1 литр автомобильного топлива в этой стране стоит 0,12$ (8 рублей). Но это государство так же, как и Венесуэла, находится под жесткими экономическими санкциями со стороны многих стран мира. Поэтому, несмотря на дешевизну автомобильного топлива, жители Ирана постоянно сталкиваются с серьезными экономическими трудностями.

Другую группу стран, где бензин стоит значительно дешевле, чем в России, составляют нефтедобывающие государства Персидского залива. В Кувейте и Алжире в пересчете на нашу валюту топливо на заправках стоит около 22 рублей за литр, в Бахрейне, Катаре, Омане, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах — 33-35 рублей.

Интересно, что меньше, чем в России, бензин стоит в некоторых государствах СНГ. Так в Туркменистане (в пересчете на наши деньги) топливо стоит 27 рублей/литр (страна занимает 36 место по объему добычи нефти). 28-30 рублей за литр стоит бензин на заправках в Казахстане и Азербайджане (которые занимают 15 и 21 место по объемам нефтедобычи). Поэтому российские автомобилисты из регионов, граничащих с Казахстаном, часто и с удовольствием покупают топливо на заправках соседнего государства.

Качество бензина на заправках РФ

Автолюбители часто опасаются за качество бензина на заправочных станциях, ведь недобросовестные компании могут обманывать покупателей. Например, вместо АИ-92 в бензоколонку заливают АИ-80. На этапе производства качество портится из-за добавления специальных присадок, повышающих октановое число, что впоследствии влияет на состояние автомобиля. Горючее нередко разбавляют водой, чтобы получить высокий объем жидкости, а иногда топливо содержит примеси и заливается в бак в таком виде. Все эти опасения заставляют проводить экспертизы по качеству бензина на заправках РФ.

Согласно исследованиям популярных информационных изданий, в пятерку лучших АЗС по качеству бензина попали:

  • Shell;
  • BP;
  • «Лукойл»;
  • «Роснефть»;
  • «Газпромнефть».

У всех представленных заправок октановое число разных марок бензина соответствует реальности. Это означает, что владельцы автомобилей могут спокойно заправлять свой транспорт здесь.

Динамика

Теперь узнаем, как изменялась цена по годам, то есть как интенсивно она росла. Эти данные могут помочь при анализе влияющих факторов и изучении зависимости от региона России.

По годам

Если оценивать динамику стоимости дизтоплива и бензина в России в 2019 году и сравнивать с периодом в почти 20 лет, то есть начиная с 2000 года, то картина складывается по годам следующим образом:

  • С 1996 по 2000 год выросла на 100%;
  • Затем по пятилеткам с 2000 по 2005 год – возросла на 120%;
  • С 2005 по 2010 год увеличилась приблизительно на 70%;
  • К 2015 году опять же таки на 70%;
  • А вот за период с 2015 по 2017 год на 20%.

Как видно из представленной статистики, стоимость непрерывно растет, что негативно сказывается на благосостоянии граждан. Если же сравнивать стоимость 1 л. бензина в разных странах мира, то например, в Соединенных Штатах Америки, к середине 2018 года она достигла в пересчете на российскую валюту 52,1. В Объединенных Арабских Эмиратах 1 л. бензина марки Super 98 стоит порядка 0,69$. В пересчете на валюту России это составило порядка 46 руб.

Эта отметка в США гораздо выше, чем в России, но здесь необходимо учитывать паритет доходов граждан. Не исключаем тот факт, что Америка является импортером, а не экспортером нефти. Только в последний год она стала нетто-экспортером впервые за период, начиная с 1940 года.

Если же рассматривать Объединенные Арабские Эмираты, то они также являются экспортером этого продукта. И цены у них приблизительно такие же, как и в РФ (Ситуация резко изменилась в 2020 году). Поэтому говорить о том, что стоимость любого вида топлива в обозримом будущем будет снижаться, не приходится. Ведь в других странах стоимость приблизительно такая же.

Если оценивать граждан, то здесь Россия несомненно проигрывает. Поэтому ситуация не изменится до тех пор, пока доходы населения не вырастут и граждане не смогут приобретать большее количество топлива на имеющуюся среднюю зарплату.

Если с этой точки зрения рассмотреть период, который складывался в России начиная с 2000 года, то вот каким образом выглядит средняя покупательская способность граждан по отношению к бензину:

  • В 2000 году на медианную зарплату гражданин мог приобрести 225,1 л по средней цене.
  • К 2005 году покупательская способность увеличилось и составила уже 325,4 л.
  • 2010 год отметил с еще более позитивной динамикой. Среднестатистический гражданин на медианную зарплату мог приобрести уже 592,4 л.
  • 2015 календарный период еще сильнее повысил этот уровень, доведя его до 688,9 л.
  • А 2016 год показал отметку уже в 706 л.
  • В 2017 этот показатель составил приблизительно 722,4 л.

По городам

Рассматривая города и регионы с наибольшей стоимостью горюче-смазочных материалов, вот какие регионы стоит выделить на примере АИ-92 по результатам 2017 года:

  • Чукотский автономный округ – 51,5.
  • Якутия – 50,7.
  • Магаданская область – 44,4 руб.
  • Камчатский край – 44,9.
  • Приморский край – 39,3.

Данные на 2019 год

Наименьшая цена оказалась в:

  • Кемеровской области – 35,7 руб.
  • В Томской области – 34,5.
  • В Омской области – 35,6 руб.
  • В Челябинской области – 35,5.
  • В Чеченской республике – 35 руб. ровно.

Что касается Москвы и Московской области, то на 2017 год на марку топлива АИ-95 показатель был в среднем зафиксирован на отметке 40,33 руб. Если рассматривать динамику, то она повысилась на 3,2%.

Также стоит отметить, что во всех городах происходил в этот период рост цен. За исключением Самары, Кирова, Архангельска, Тамбова, Ульяновска, Владимира, Саранска, Пензы, Рязани, Екатеринбурга, Кургана, Костромы, где происходило небольшое снижение стоимости топлива. Стоит отметить, что цена понизилась в среднем на 0,5%.

Себестоимость добычи разведки нефти

Процесс реально сложный, потому как большие нефтяные запасы располагаются у нас на северной части нашей страны, где холода, плохая инфраструктура и т.д. Но также хочется отметить что много работает и старых месторождений, которые располагаются на Кавказе, в средней полосе России. Прежде чем бурить землю, проводят геологическую разведку, затем ставят буровые — бурят, после чего начинают выкачивать нефть и гонят ее по трубам, цистернами на поездах, нефтевозах или танкерами.

Может показаться, что процесс добычи и разведки сложный, с одной стороны да, причем, если буровая станция находится где-то в море, ведь ее нужно обслуживать, платить зарплаты мастерам и рабочим и прочему персоналу – однако стоит один раз пробурить и вы будете качать из этой скважины многие годы, окупится очень быстро, затем будет идти только прибыль.

Не смотря, на все «сложные» процессы, себестоимость разведки и добычи сейчас всего около 9,5 – 10 % от стоимости литра топлива.

Совокупная прибыль

Этот термин означает общую сумму прибыли, которую получат все участники цепочки производства бензина:

  • разведка месторождений и добыча нефти;
  • транспортировка;
  • переработка на НПЗ;
  • реализация на АЗС.

Каждое предприятие закладывает в конечную стоимость своего продукта прибыль, которая необходима для развития и модернизации. Прибыль является важным показателем эффективной работы каждого предприятия занятого в процессе изготовления бензина.

Эти совокупные затраты в себестоимости литра российского бензина занимают около 23,3 %.

Если разбить совокупную прибыль на четырех известных участников, то выходит, что каждый из них получит чистую прибыль 5-6 %.

Россия в мире зеленой энергетики

У нас есть стратегия, и в этом году должна быть принята водородная стратегия, в которой постулируется, что мы можем занять аж до 25% мирового рынка водорода после 30-х годов. Но тут вопрос, как считать, каков объём этого рынка будет и каков будет водород? Потому что он бывает, условно говоря, более чистый или более грязный, есть разделение на зелёный и серый водород.

Масса нюансов, поэтому сейчас нам нужно определяться, что мы будем продавать в ближайшие 10 лет. Потому что это окно возможностей и по углю, по которому вообще происходит закрытие станций, и потребление его снизиться ещё быстрее, чем нефти. А зелёная повестка есть у всех. Китай, например, к 2060 году должен стать полностью углеродно-нейтральным.

Да, развивающиеся страны пару десятилетий ещё будут наращивать потребление, но не все. Африка, Индия, Китай ещё наращивают объёмы потребления энергоресурсов. Но есть определённый максимум, на котором они остановятся. Китай сейчас будет больше всех в мире зелёной генерации, причём больше всего мира вместе взятого. И всё идёт к этому, поэтому через несколько десятилетий у Китая зелёная энергосистема будет больше, чем вся наша вместе взятая. Это то, к чему мы идём, и это некоторое ограничение нашего развития.

О том, почему цены на бензин все время растут

На самом деле бензин подорожал уже больше чем на 3%. Началось всё с того, что подорожала нефть, при этом она подорожала не просто в долларах, она подорожала ещё и в рублях. Рубль не укрепился, доллар не снизился, и получается, что баррель нефти стал стоит около пяти тысяч рублей. А это означает, что поставлять нефтепродукты за рубеж стало выгоднее, чем продавать их внутри страны.

Что делают нормальные производитель нефтепродуктов? Естественно, продают всё это больше за рубеж. Поэтому с внутреннего рынка товарные запасы бензина уходят за рубеж, внутри страны топлива остаётся меньше, и всё это толкает стоимость вверх. Это не дефицит, а классический способ спроса и предложения: чем меньше предложения при стабильно высоком спросе, тем цена выше. Это мы видели и в начале года, в январе, видели и в конце прошлого года, когда тоже было повышение стоимости нефти, и видели сейчас в феврале-марте. Причины одни и те же.

Если бы сейчас не было сдерживающих механизмов, то, наверное, цена по отдельным маркам бензина была бы процентов на десять дороже, чем сейчас. Но есть правительственные механизмы, которые были созданы ещё несколько лет назад, после кризиса 2018 года. Вот они и позволяют сдерживать рост стоимости топлива.

Акциз на топливо

Без учета акциза на топливо невозможно правильно спрогнозировать сколько будет стоить бензин в 2022 году в России. Акциз является одним из видов налогов, устанавливается на переработку нефти в различные виды топлива.

Так для бензина ниже 5 класса в 2021 году был установлен акциз в размере 13620 рублей за тонну, для 5 класса — 13260 руб./тонна. Дизель облагается налогом в размере 9200 руб./тонна.

В 2022 году акцизы будут подняты на 4% или в абсолютных значениях:

  • бензин ниже 5 класса — 14169 руб./тонна;
  • бензин 5 класса — 13793 руб./тонна;
  • дизель — 9556 руб./тонна.

До 2018 года доля акцизов в стоимости топлива находилась на уровне 15%. Ежегодное увеличение производилось не выше уровня инфляции. Однако, в январе 2018 года акцизы были подняты на 10,7%, что спровоцировало резкое поднятие цены на топливо и повышение доли налога в ценообразовании — до 22-23%.

Данные выплаты направляются государством на дорожное строительство. Резкое увеличение акцизов в 2018 году было вызвано строительством двух крупных объектов: «Таврида» в Крыму и «Приморское кольцо» в Калининграде. Значит, цена бензина в 2022 году поднимется, как минимум, на 3-4%.

Почему подорожание бензина неизбежно?

Помимо акцизов существуют еще 2 налога, которые влияют на прогноз роста цен на бензин в 2022 году. НДС и НДПИ — вносят значительный вклад в цену топлива. Также имеется демпферный механизм, способствующий росту стоимости горючего. НДС равен 20%, НДПИ будет повышаться согласно налоговому маневру.

В 2021 году коэффициент кратности НДПИ будет равен 3,5. Налоговый маневр был начат в 2019 году, предусматривает постепенное снижение до нулевого значения экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, с одновременным увеличением НДПИ. Процесс должен завершиться к 2024 году.

Увеличение НДПИ позволит государству собирать больше средств с нефтяных компаний, так как НДПИ выплачивается, исходя из объема добытой нефти, а экспортные пошлины платятся только за реализованную за рубеж.

Власти объясняют данный маневр стремлением принудить компании к модернизации производства и повышению производительности. Увеличение НДПИ и акцизов приведет к повышению стоимости топлива.

Еще одним инструментом, стимулирующим повышение, является демпфер. Демпферный механизм был разработан в 2018 году на фоне резко увеличивающихся цен на бензин, ввели его в действие с 1 января 2019 года. Демпфер служит для недопущения резких колебаний цен на топливном рынке России, но способствует плавному повышению стоимости горючего.

Перед рассмотрением принципа функционирования механизма необходимо определить термин «нетбэк». Нетбэк — это ценовая граница, ориентируясь на нее, можно определить, где выгодней продавать топливо — в России или за рубежом.

Вычисляется величина в РФ путем вычитания из мировой цены на топливо затрат на транспортировку, экспортной пошлины, а затем — добавление акцизов. Полученная цифра в рублях служит для определения внутрироссийской цены.

Нефть, покупаемая нефтеперерабатывающим предприятием, стала в 2018 году подакцизным товаром. Если компания производит из приобретенного сырья не менее 10% бензина 5 класса от общей продукции или тратит на модернизацию производства не менее 60 млрд. рублей в течении нескольких лет, то ей снижаются налоги, путем вычета обратного акциза.

Рассчитывается размер выплат с помощью демпфера. Для этого вычисляют разницу между рублевым нетбэком и внутренней ценой, устанавливаемой правительством на год. Полученную разницу умножают на коэффициент 0,68 для бензина и 0,65 для дизеля. Итоговая величина и есть скидка за каждую переработанную тонну.

Правило работает когда демпфер положительный, то есть нетбэк выше, чем внутренняя цена. В этом случае государство выплачивает компенсацию компаниям в виде снижения налогов. Но если демпфер становится отрицательным, то уже производители топлива должны платить дополнительные налоги, что повышает цену литра горючего.

Даже при положительном демпфере, когда государство компенсирует компаниям недополученную прибыль от экспорта, производителям выгодно держать цену вблизи 10% максимума. Тогда будет получена максимальная прибыль в виде снижения налогов и повышенной стоимости топлива. Также много претензий к назначению внутренней цены.

В 2021 году она равна 56300 руб./тонна и повышается каждый год на 5%, не реагируя на возможные резкие изменения в течении года. Если мировые цены будут снижаться, то будет возрастать отрицательное сальдо демпфера, что приведет к повышению цен на внутреннем рынке. Получается, что оснований для снижения стоимости литра горючего не наблюдается.

Транспортировка

Если честно, то писать тут особо не о чем – нефть нужно доставить до НПЗ (нефтеперерабатывающих заводов), а вот делать это можно по-разному. Это либо транспорт:

Обычные автоцистерны

  • Либо танкеры, большие корабли в которые заливают нефть почти «до краев»
  • Поезда железнодорожные цистерны.

Второй и более прогрессивный тип – это прокачка непосредственно по трубопроводам до НПЗ – если сказать грубо, то от буровой по трубе в хранилища заводов.

Как ни крути, но за транспортировку также нужно платить, ведь даже нефтепровод нужно содержать, наблюдать за ним.

Однако эта часть самая дешевая, она занимает всего – 1,2% от стоимости литра бензина.

«Многие думают, что владельцы АЗС шикуют»

Кстати, пока последние месяцы идёт рост стоимости топлива, особенно на оптовом рынке, ведь розничные АЗС покупают топливо на оптовом рынке, так вот за счёт того, что цена растёт слишком высоко, и не на 3%, а на 10%-15%, маржи между оптовой и розничной ценой практически уже не существует.

Некоторые АЗС работают с отрицательной динамикой. Они наверстают летом, когда будет больше спрос. Но это не какая-то колоссальная величина, хотя многие думают, что владельцы АЗС шикуют и мультимиллионеры. Нет. Некоторые периоды времени они даже субсидируют, и если бы не продажа всяких напитков, чипсов…  Порой сектор с сопутствующими товарами вытягивает АЗС, чтобы она просто не разорилась.

Как получают бензин: ресурсы

Схема производства топлива состоит из этапов:

  1. Атмосферно-вакуумная перегонка.
  2. Каталитический крекинг.
  3. Вторичная перегонка.
  4. Каталитический риформинг.
  5. Газофракцинирующая установка.

Нефть перерабатывается и очищается в специальных резервуарах, весь процесс отображается на мониторе компьютера, за которым следят эксперты. Чтобы не сработали датчики давления, оператор каждые 2 часа проверяет исправность оборудования. На каждом предприятии имеется резервуарный парк с базовыми хранилищами продукта. После отстаивания нефть подвергается первичной обработке – ее обезвоживают и удаляют соли. На данном этапе в резервуар добавляют воду и подают электричество, чтобы соли осели на дно.

Далее происходит атмосферно-вакуумная перегонка, где нефть разделяется на виды. Благодаря последующим типам обработки из этого продукта получают как бензин, так и дизельное топливо, и топливо для реактивных двигателей. Продукт измеряется в баррелях, один баррель равен примерно 159 литрам и стоит 66,85 долларов. Таким образом, литр нефти стоит около 2,37 доллара. Это влияет на конечную стоимость горючего в России и в мире.

Список стран – экспортеров нефти:

  • Ливия;
  • Алжир;
  • Ангола;
  • Нигерия;
  • Казахстан;
  • Канада;
  • Венесуэла;
  • Норвегия;
  • Иран;
  • Ирак;
  • АрабскиеЭмираты;
  • Катар;
  • Кувейт;
  • Россия;
  • СаудовскаяАравия.

Перечисленные государства – самые крупные экспортеры нефти на мировом рынке. Причем большая доля экспорта приходится на Саудовскую Аравию. Экспортом нефтяной продукции занимаются такие государства:

  1. США.
  2. Россия.
  3. Сингапур.
  4. Нидерланды.
  5. Южная Корея.
  6. Индия.
  7. Бельгия.
  8. Саудовская Аравия.
  9. Китай.
  10. ОАЭ.
  11. Италия.
  12. Кувейт.
  13. Германия.
  14. Великобритания.
  15. Канада.

На сколько лет хватит российской нефти?

При данной системе налогообложения, при той стоимости, которую мы сейчас имеем, порядка $60-70 за баррель, это порядка 19 лет. На самом деле всё меняется каждый год. Если бы цена была, скажем, $120 за баррель, то нефти бы хватило на гораздо больший срок. Нефти в земле очень много, и есть такая теория, что нефть — это возобновляемый ресурс. Но добывать нефть в отдельных регионах мира просто экономически невыгодно. В том числе, в России есть огромные пласты нефти, но добывать её очень дорого, и текущая цена не покроет добычу, поэтому эта нефть останется лежать в закромах природы.

Но и другая теория есть, что количество потребления нефти со временем будет уменьшаться. Даже по прогнозам Министерства энергетики России, 10-15 лет будет продолжаться текущий уровень потребления нефти, а потом мы увидим снижение. Соответственно, столько и российской нефти не будет требоваться.

По развитым странам, я считаю, что пик потребления прошёл в 2019 году. Пандемия расставила свои точки, плюс сейчас покупается всё больше электромобилей. И грузовики начинают производиться на электрической тяге, водородные автобусы и локомотивы уже существуют.

Как правительство удерживает цены на бензин

Удержание стоимости на топливо происходит за счет демпфере. При этом. При резком скачке цен два года назад власти решили договориться с производителями и заморозке оптовых цен.

Нефтяникам бессмысленно отправлять топливо на рынки по одной и той же стоимости. Экспортная стоимость было выше, соответственно было выгоднее возить горючее в другие страны.

В следствие этого с 2019 года государство начало возвращать производителям отсутствующие доходы во время поставок бензина на свои рынки.

При этом аналитики уже посчитали размеры компенсаций, на которые можно претендовать после изменения формулы. Оговаривается здесь примерно 42 млрд. руб.

Цена на бензин в разных странах: Таблица

Место Страна Цена
1 Исландия 134,06
2 Гонконг 132,53
3 Норвегия 128,82
4 Нидерланды 123,90
5 Греция 120,86
6 Дания 119,20
7 Италия 118,87
8 Португалия 115,66
9 Швеция 114,53
10 Финляндия 113,79
11 Израиль 113,76
12 Франция 112,59
13 Ирландия 107,39
14 Великобритания 105,24
15 Бельгия 105,08
16 Албания 103,70
17 Хорватия 103,50
18 Швейцария 103,40
19 Германия 103,06
20 Словакия 100,99
21 Сингапур 100,60
22 Новая Зеландия 98,73
23 Словения 97,63
24 Эстония 96,39
25 Испания 96,25
26 Кипр 96,03
27 Чехия 94,77
28 Сербия 93,95
29 Латвия 93,91
30 Австрия 93,62
31 Люксембург 92,16
32 Венгрия 91,05
33 Южная Корея 89,00
34 Румыния 87,93
35 Польша 86,70
36 Чили 83,23
37 Япония 83,00
38 Болгария 82,77
39 Литва 79,90
40 Турция 78,80
41 Куба 77,49
42 Марокко 75,73
43 Бразилия 74,65
44 Индия 72,35
45 ЮАР 72,15
46 Канада 71,32
47 Австралия 71,20
48 Молдова 70,83
49 Таиланд 70,24
50 Китай 69,23
51 Уганда 68,33
52 Парагвай 67,42
53 Аргентина 67,05
54 Мексика 64,99
55 Тайвань 62,50
56 Грузия 61,28
57 Чад 57,79
58 США 51,87
59 Пакистан 47,68
60 Россия 45,10
61 ОАЭ 43,08
62 Индонезия 42,61
63 Малайзия 34,48
64 Узбекистан 34,35
65 Саудовская Аравия 34,29
66 Египет 27,29
67 Нигерия 26,21
68 Эквадор 24,38
69 Алжир 22,03
70 Кувейт 21,89
71 Судан 21,42
72 Иран 17,85
73 Венесуэла 0,63

Понятно, что низкая цена бензина не говорит о том, что он более доступный. Так страны с дешевым бензином сами по себе довольно бедны и несмотря на дешевый бензин граждане могут тратить на него до 25% своего дохода (Индия и Пакистан). Тогда как в странах с одним из самых дорогих литров топлива Норвегии и Гонконге на него «уходит» всего 0,7% дохода гражданина. Средний россиянин по этому показателю находится примерно в середине списка и тратит на бензин 10,7% своей зарплаты.

Подсчет себестоимости 1 литра бензина

Если сложить общую стоимость по видам затрат получим следующее:

  1. Общая себестоимость = добычи + транспортировки + переработки + затраты на розницу. 9,5 % + 1,2 % + 6 % + 11 % = 27,7 %
  2. Совокупная прибыль = 23,3 %.
  3. Общий процент налогов = 49 %.

Стоимость бензина АИ-92 по Москве и Московской области находятся в пределах от 38,9 руб до 44,16 руб за 1 литр. Возьмем среднее значение — 41,53 рубля.

В рублевом выражении получаем:

  1. Себестоимость 41,53 руб * 27,7 % = 11,504 рубля.
  2. Прибыль 41,53 руб * 23,3 % = 9,677 рубля.
  3. Налоги 41,53 руб * 49 % = 20,35 рубля.

Себестоимость 1 литра бензина без учета налогов составляет:

41,53 – 20,35 = 21,18 рубля

В России нефть из месторождений извлекается максимально. Но ее цена не оказывает большого влияния на себестоимость бензина и окончательную цену для конечного покупателя. Поскольку себестоимость добычи в рублях составляет всего:

41,53 * 9,5 % = 3,95 рубля

За последние 20 лет цена на бензин выросла в среднем в 14 раз. В то же время росла и стоимость барреля нефти, которая регулируется рыночными отношениями. В моменты, когда стоимость нефти снижалась, цена бензина не падала, а иногда даже продолжала рост. Это регулируется ценообразованием, которое основано на цене рынка, даже для внутреннего потребителя продукта. Однако компании, занимающиеся нефтедобычей, нацелены на снижение затрат.

Добыча 1 барреля нефти, что составляет 158,987 литра, колеблется в пределах от 2-3$ до 20$ в трудноизвлекаемых единичных скважинах, по данным из открытых источников. На данный момент, цена доллара 63,9 рубля. Если предположить, что всего трудных скважин до 20 % от общего количества разрабатываемых месторождений, то тогда себестоимость добычи составляет:

6,4$ * 63,9 руб = 408,96 рублей / 158,987 литров = 2,57 рубля

В итоге получается, что себестоимость сырой нефти от 2,57 до 3,95 рубля. Бензин для внутреннего потребителя продается в 16-20 раз выше, чем себестоимость черного золота.

В большинстве стран, добывающих нефть, стоимость бензина для внутреннего потребления немного ниже, чем для мирового рынка. Примером может служить Саудовская Аравия, Венесуэла или Иран.

Страны с самым доступным бензином

Топ Страна Средний дневной доход ($) % от ежедневного дохода
1 Венесуэла 2,61 0,23
2 США 156,54 0,42
3 Люксембург 291,45 0,43
4 ОАЭ 103,95 0,43
5 Саудовская Аравия 54,42 0,44
6 Кувейт 71,95 0,48
7 Австралия 143,91 0,65
8 Швейцария 219,24 0,66
9 Канада 115,07 0,79
10 Ирландия 181,43 0,80

Интересен и еще один параметр, который учитывали авторы исследования. Это доля расходов на бензин в составе трат граждан. И здесь россиянам нечему порадоваться. По данному параметру Российская Федерация занимает 52 строчку из 61 возможной. Среднестатистический водитель в нашей стране каждый год приобретает 333,1 литра бензина, и на это уходил 2,11% его зарплаты. А вот бюджет жителей Венесуэлы от покупки бензина практически не страдает. У них уходит всего лишь 0,29% зарплаты на покупку 454,53 литра топлива в год. На второй строчке расположились страны Востока — Китай и Гонконг (0,43% и 0,46% соответственно). Наибольшую долю зарплаты за бензин отдают жители Мексики (3,38% соответственно), Греции (2,87% соответственно) и Канады (2,67% соответственно).

Страны наибольшего потребления бензина

Существует список, в котором указаны страны по наибольшему потреблению бензина населением. Этот список был составлен транснациональной нефтегазовой компанией из Лондона. Причинами сверхвысокого потребления становится обширность территории и большое количество граждан, использующих автомобиль.

Список содержит страны:

  • США;
  • Китай;
  • Индия;
  • Япония;
  • Россия;
  • Саудовская Аравия;
  • Бразилия;
  • Корея;
  • Германия;
  • Канада;
  • Иран;
  • Мексика;
  • Франция;
  • Индонезия;
  • Великобритания;
  • Сингапур;
  • Италия;
  • Испания;
  • Таиланд;
  • Австралия.

Как видно, здесь присутствуют страны, самостоятельно добывающие нефть в месторождениях, расположенных на их территориях. Доля мирового потребления США составляет 19%, при этом данный показатель у Австралии равен 1,1 %. Многие страны стараются отказаться от вредного для окружающей среды топлива и переводят своих граждан на применение альтернативных видов горючего. Владельцы автомобилей также жалуются, что цены на топливо растут с каждым днем, поэтому зарубежные шоферы стремятся использовать дизель или газ, а в более развитых странах – другие типы горючего.

А как у них, и у нас (я про США)?

Если честно, то я не поклонник США, просто взял для сравнения, как у них обстоит дело с производством и налогами? И почему галлон бензина (примерно 4,55 л.), в пересчете на литры стоит чуть дороже, на данный момент (2016 год), около 40 рублей литр? Хотя уровень дохода американцев на много выше чем средний статистический по России.

Этому есть несколько объяснений:

Во-первых, в США почти все НПЗ перерабатывают бензин, по новым технологиям у них уже давно нет метода прямой перегонки, хотя в России он присутствует в 90% случаев. Что это дает? ДА то что в России с 1 литра нефти мы получаем всего около 150 – 160 мл бензина, а в США примерно в три раза больше около 450 – 480 мл. Для сравнения в Европе это 300 – 350 мл.

Во-вторых, налог государства в США заложенный в литр всего 25 – 30%, а вот в России все 49! Если бы государство снизило бы налоги хотя бы до 30%, то стоимость на АЗС доходила бы до 26,73 рубля!

Вот вам и весь расчет. Много цифр и букв, но если подбить чистую себестоимость литра топлива в России, без налогов и прибыли компаний, это – 9,141 рубль! При конечной цене в 33 рубля.

Если запутались, посмотрите мое видео, там я постараюсь более подробно разложить информацию, что говориться на пальцах.

Цены на бензин в 2021 году

Кыргызстан RUB 28.79 31.49 33.11 18.9
Казахстан RUB 29.93 32.55 31.25
Россия RUB 42.58 45.63 51.58 45.28 18.91
США RUB 47.44 52.98 56.68 53.6
Грузия RUB 56.64 61.7 57.65
Армения RUB 58.99 61.46 57.75
Мексика RUB 61.94 59.11
Молдова RUB 68.16 71.48 61.29
Украина RUB 69.07 71.78 63.88
Чили RUB 70.31 71.18 45.17
Бразилия RUB 71.29 59.41
Босния и Герцеговина RUB 80.25 83.97 80.62
Япония RUB 81.68 87.68 69.8
Андорра RUB 82.84 86.47 71.21
Болгария RUB 83.22 93.63 83.97
Румыния RUB 83.47 83.78 84.41
Турция RUB 84.21 84.75 76.94
Македония RUB 84.61 86.98 74.55
Польша RUB 85.36 90.61 84.35
Венгрия RUB 87.37 91 88.76
Чехия RUB 88.63 93.8 85.35
Австрия RUB 88.65 99.55 85.02
Латвия RUB 90.11 94.47 83.57
Сербия RUB 91.2 96.36 96.73
Люксембург RUB 91.56 95.92 80.66
Литва RUB 93.74 98.82 87.93
Испания RUB 95.19 105.36 90.11
Словакия RUB 95.92 114.08 85.75
Швейцария RUB 97.67 97.05 104.47
Словения RUB 98.1 108.27 94.47
Эстония RUB 98.82 102.46 93.74
Уругвай RUB 98.82 102.55 79.22
Беларусь RUB 48.55 99.55
Черногория RUB 99.55 102.46 89.38
Хорватия RUB 100.35 106.14 95.94
Албания RUB 102.58 102.58
Ирландия RUB 103.18 95.92
Германия RUB 103.91 114.81 92.29
Великобритания RUB 104.27 113.37 106.75
Франция RUB 110.45 116.99 106.09
Дания RUB 111.14 115.92 95.24
Бельгия RUB 111.18 117.72 109
Швеция RUB 111.6 115.86 110.89
Финляндия RUB 114.81 121.35 101.73
Греция RUB 115.54 123.53 99.55
Португалия RUB 118.44 120.62 103.18
Италия RUB 120.62 111.18
Норвегия RUB 125.55 133.13 118.51
Перу RUB 260.14 221.63
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: