Поиск неисправностей системы зажигания

Основные причины отсутствия искры

Общий вид двигателя 10-12 серии 16 клапанов

Не все автомобилисты знают, причины пропадания искры, а тем более способы диагностики и устранения неисправностей. Так, стоит выявить основные причины, а после расшифровать, почему именно они становятся причиной. В завершении нужно рассмотреть способы устранения дефекта. Итак, какие причины могут послужить тому, что пропала искра:

  • Выход из строя топливного насоса.
  • Свечи зажигания.
  • Катушка зажигания.
  • Высоковольтные провода и их расположение.
  • Газораспределительный механизм.

Все причины найдены и стоит перейти к процессу устранения данной неисправности.

Даёшь искру? Устранение проблем!

Вначале стоит отметить, что не нужно сразу бросаться проверять. Как показывает практика, есть определенная последовательность действий и неисправностей, которая могла привести к пропаданию искры на 16-клапанном двигателе.

Топливный насос

Топливный насос производства Bosch

Зажигание далеко не первая причина пропадания зажигания на автомобиле. Прежде, чем лезть в электрическую часть автомобиля стоит покопаться, так сказать, в механике. Включаем зажигание и слушаем, заработал ли бензиновый насос. Если он молчит, то необходимо проверить поступает ли бензин в цилиндры.

Начать процедуру диагностики стоит с того, чтобы проверить предохранители на исправность. Конечно, можно просмотреть только тот, который отвечает за топливный насос (в этом случае при включении зажигания насос не будет качать), но рекомендуется диагностировать все на целостность. Если хоть один вышел из строя, то его необходимо заменить.

Предохранители расположены слева от рулевого колеса под переключателем режима света

Если предыдущая процедура не помогла, то обращаемся непосредственно к самому насосу. Для диагностики придется вынуть весь модуль, который находится под задним диваном и разобрать его.

Свечи зажигания

Расположение свечей зажигания на двигателе

Свеча становится вторым рубежом, который может стать причиной того, что пропала искра. Выкручиваем элементы и проводим визуальную диагностику. Если снаружи всё чисто и красиво, то необходимо замерить сопротивление и проверить зазор. Конечно, можно проверить работоспособность свечи на специальном свечном стенде, но не у всех он есть в гараже. Поэтому, делаем все по старинке.

При выполнении данной операции, стоит быть предельно осторожным, поскольку напряжение, которое попадает в искру, может быть смертельным. Таким образом, проверяем все свечи на наличие искры.

Альтернативный способ проверки свечей зажигания

Проверка свечи зажигания при помощи пьезо-элемента с обычной зажигалки

Катушка зажигания

Ремонтированная катушка зажигания

Проверку катушки зажигания можно провести при помощи мультиметра. Если она неисправна, то рекомендуется ее заменить, но находятся смельчаки, которые проводят ремонт этому узлу. Конечно, не все всегда идет гладко и зачастую все заканчивается одним – установкой новой.

Высоковольтные провода

Проверка высоковольтного провода при помощи мультиметра

Пробой или выход провода из строя сразу станет известен, поскольку автомобиль начнет троить. Но, если ВВ-провода расположены неправильно в цилиндрах, то придется разместить их согласно схеме подключения. Проблема пропавшей искры должна исчезнуть.

Схема газораспределительного механизма 16-клапанного двигателя

Газораспределительный механизм

Последним местом, где необходимо искать пропавшую искру становится ГРМ. Сбитые фазы газораспределения могут послужить проблемой. Это могло случиться вследствие неверной установке задаточного диска. Он находится на шкиве коленчатого вала и служит синхронизатором отсчета для датчика. При правильном её расположении, когда 1 цилиндр находится в ВТМ, то датчик размещен между 19 и 20 зубом. Устранить причину можно выставив верно диск по меткам.

Как проверить катушку зажигания

Чтобы завести двигатель внутреннего сгорания, процесс подачи и преобразования энергии должен пройти несколько этапов. Одним из важных звеном в этой цепи является катушка зажигания. Как невозможно запустить ДВС без АКБ, так и невозможно это сделать без катушки (бобины).

Катушка не только нужна, чтобы запустить двигатель, но и поддерживать работу мотора всегда. Если при работе двигателя автомобиля катушка выйдет из строя, агрегат заглохнет.

Для чего нужна катушка зажигания

Катушка системы зажигания двигателя — это элемент системы зажигания, преобразующий низковольтное напряжение в высоковольтное. Низковольтное, понятное дело, катушка получает от аккумуляторной батареи на 6, 12 или 24 Вольт.

Главное назначение катушки — это сгенерировать и подать на свечу зажигания высоковольтный электрический импульс. Свеча создает искру от получения высокого электроимпульса.

Как работает катушка зажигания

Чтобы понять, какой принцип действия катушки, надо сначала разобраться в ее устройстве.

Ниже, на фото — общая схема подключения катушки зажигания бензинового двигателя.Катушка зажигания двухискрового типа на примере двигателя моторной лодки: 1 — катушка зажигания; 2 — высоковольтные провода; 3 — свечи зажигания.

Принцип работы:

  1. На первичную обмотку подается напряжение с аккумулятора или генератора, то есть низковольтное. Там же создается магнитное поле. Время от времени, подаваемое напряжение на первичную обмотку отсекается прерывателем, после чего происходит резкое уменьшение магнитного поля и в витках катушки системы зажигания образуется оптимальная электрдвижущая сила. Из физики мы знаем, что значение электродвижущей силы прямо пропорционально числу витков контура. Прямо пропорционально — это означает равенство.
  2. Так как во вторичной обмотке больше витков, то импульс высокого напряжения появляется именно в ней, а не в первой обмотке.
  3. Импульс высокого напряжения подается на головку свечи зажигания, на которой между двумя электродами появляется искра, воспламеняющая топливно-воздушную смесь.

На машинах с прошлым поколением двигателей, свечи зажигания получали высокое напряжение от системы распределителя зажигания (трамблер). Конструкции новых же новых силовых агрегатов имеют систему, где свечные катушки объединены и распределены строго на каждую свечу.

Разновидности катушек зажигания

Для современных двигателей придумано пока три модификации катушек систем зажигания. Каждая катушка имеет свои плюсы и минусы. Рассмотрим более детально:

  1. Классические катушки. Устанавливаются в машины, где система зажигания работает через распределитель, то есть трамблер.
  2. Катушки с двумя выводами. Устанавливаются в современные авто, где подача напряжения на свечу осуществляется напрямую, без распределителя.
  3. Индивидуальные. Это означает, что на одну свечу предусмотрена одна катушка. Подача осуществляется также напрямую.

Классическая катушка

Первый вид катушки, классический состоит из первичной и вторичной обмоток. Но, устроена так, что вторая обмотка располагается внутри первой. Отличие в обмотках — это толщина провода обмотки и число витков.

Внутри двух обмоток располагается сердечник. Материал сердечника — ферромагнитный сплав. (Fe-железо). На каждой обмотке есть по 2 выхода. Первичная обмотка имеет входные выводы (принимает напряжение). А вторичная обмотка имеет: один вывод — это соединение с первичной обмоткой, а второй вывод — это выходной вывод (выводящий напряжение).

Все эти составляющие устройства размещаются в эбонитовом корпусе. Корпус полностью герметичен. Выводы выходят на крышку корпуса катушки зажигания.

Двухвыводная катушка

В такой катушке установлены два сердечника. Один сердечник, как в первом варианте, находится внутри двух обмоток. Второй — внешний, располагается над обмотками. Вторичная обмотка имеет два вывода высоковольтного напряжения.

Индивидуальная катушка

Высокольвольтный вывод такой катушки соединяется со специальным наконечником, второй конец которого надевается на свечу зажигания. Вторичная обмотка у этой катушки располагается сверху.

Преимущества БСЗ

Задача системы зажигания — обеспечение в нужный момент искры зажигания достаточной энергии для воспламенения топливной смеси. Чем точнее выполняется этот процесс, тем выше мощность и эффективность двигателя. Правильно выставленное зажигание позволяет повысить мощность двигателя, снизить расход топлива и выбросы вредных веществ.

Кроме того, из-за постоянного износа контактов не возможно обеспечить точное соблюдение заданного момента воспламенения. Это вызывало перебои в работе двигателя, повышение расхода топлива и выбросам вредных веществ атмосферу.

Благодаря развитию электроники удалось инициировать процесс воспламенение бесконтактно, в результате чего решились проблемы износа и технического обслуживания. При этом заданный момент зажигания точно соблюдается практически в течение всего срока службы.

В первую очередь, это достигается благодаря индуктивному формированию сигнала (бесконтактная транзисторная система зажигания с накоплением энергии в индуктивности) и формированию сигнала датчиком Холла (TSZ-h).

Поскольку обе эти системы экономичны и относительно недорогие, они используются и сегодня на некоторых двигатетелях малого объема.

Основные преимущества бесконтактной системы зажигания:

  • отсутствие износа и технического обслуживания,
  • постоянный момент воспламенения,
  • отсутствие дребезга контактов и, как следствие, возможность увеличения частоты вращения,
  • регулирование накопления энергии и ограничение первичного тока,
  • более высокое вторичное напряжение системы зажигания
  • отключение постоянного тока.

Каким может быть коммутатор системы зажигания

Приведенная выше схема коммутатора – лишь один из вариантов, как может быть реализовано устройство зажигания. Это выполняется с использованием:

  1. транзисторов;
  2. тиристоров:
  3. гибридных элементов;
  4. бесконтактных датчиков.

Транзисторная схема коммутатора рассмотрена выше, тиристорная схема использует накопление энергии в конденсаторе, а не в электромагнитном поле катушки зажигания. В ходе работы тиристорной системы, при поступлении управляющих сигналов, схема подключает заряженный конденсатор к обмоткам катушки, через которую он и разряжается, вызывая появление искры. Не касаясь достоинств и недостатков, которыми обладает та или иная схема, достаточно сказать, что любое подобное устройство обеспечивает значительное улучшение всех параметров системы зажигания, а коммутатор со временем вытеснил обычное батарейное зажигание.

Однако необходимо отметить и ещё один этап развития системы, и коммутатора в частности. Использование электронных компонентов и введение в конструкцию автомобиля коммутатора, позволило со временем отказаться от контактного прерывателя напряжения и заменить его бесконтактным датчиком. Такая система, в отечественных автомобилях, впервые была применена в машинах ВАЗ, в частности ВАЗ 2108. Подобный принцип работы, когда коммутатор получает сигналы от специального узла, на ВАЗ 2108 реализован с использованием датчика Холла.

При рассмотрении вариантов, каким может быть устройство коммутатора, нельзя обойти вниманием развитие самой системы зажигания. Основной принцип, который реализуется при ее построении – повышение надежности и эффективности работы всей системы

Достигается это применением микропроцессорных систем, использующих показания многочисленных датчиков. Для работы с такими системами требуется, как минимум, двухканальный коммутатор, а в последнее время и отдельная катушка, и коммутатор на каждую свечу. Такой подход – двухканальный коммутатор (в дальнейшем и многоканальный) позволяет обеспечить:

  • более мощную искру;
  • исключение потерь в трамблере;
  • стабильный холостой ход;
  • улучшенный пуск при пониженной температуре;
  • снижение расхода топлива.

Признаки неисправности катушки зажигания ВАЗ-2114

Первым и самым основным признаком того, что надо задуматься о работоспособности системы, являются провалы оборотов. Причем это может случаться на разной скорости. Так же и пропуски зажигания. Если они есть, значит, в цепи имеется пробой, или же начинает барахлить катушка. При любом раскладе проблему нужно решать, так как нормально ездить будет достаточно сложно. Если не обращать внимания на пропуски и провалы в динамике, то вскоре это приведет к тому, что в одно прекрасное утро авто просто-напросто не заведется.

Может появиться и «чек энджин», что будет свидетельствовать о том, что «мозг» определяет состояние мотора как неисправное. В целом же такие симптомы достаточно сложно не заметить и уж тем более не стоит их игнорировать.

Наиболее распространенные проблемы с газонокосилками

  • Самое распространенная причина поломки газонокосилки – наезд на различные рода препятствия.
  • Данная ситуация проводит к таким последствиям:
  • Изгиб рабочего ножа;
  • Деформация крепежных элементов двигателя;
  • Поломка адаптера;
  • Выход из строя ведущего вала;
  • Остановка двигателя.

В данной ситуация перспективы самостоятельного ремонта на месте невелики, поскольку в такой ситуации выходят из строй все основные узлы газонокосилки. Уровень повреждения ножей, крепежных элементов и состояние адаптера можно определить сразу. Проверку вала можно провести только при включенном двигатели, в случае повреждения вала сразу будет заметно неравномерное и несимметричное вращение ножей.

Другой классической проблемой является протекание масла. Протекание масла, как правило, происходит в том случае, если газонокосилка долгое время хранилась в перевернутом виде и не эксплуатировалась.

В таком случае масло течет через отверстия воздушного фильтра, что способствует плохому запуску двигателя и его нестабильной работе.

Для решения проблемы нужно полностью слить масло с бензином, вытереть все комплектующие, заменить свечи и залить жидкости заново.

Также к распространенным проблемам газонокосилок относят забивание травой. Порой газонокосилки не выдерживают работы с сырой травой, забиваться, глохнут или работают рывками. К единственным методам борьбы с этой проблемой относят регулярную чистку отверстия и трубы для чистки травы.

Признаки неисправной контактной системы

Как известно на сегодня существуют трамблеры с бесконтактной и контактной системами искрообразования, начнем разбираться с контактной системой. Если у вас бесконтактная, тогда для вас инструкция немного ниже:

  • Возникающие признаки в контактной системе, как правило, обусловлены либо изменением зазора между контактами либо с загрязнением их
  • Так как на работоспособность контактного трамблёра(см.Устройство трамблера ваз 2109: отличие контактной и бесконтактной систем зажигания и регулировка опережения зажигания), огромное влияние оказывает состояние его контактов в отличие от прибора, имеющего бесконтактную систему
  • Состояние контактов следует проверять через каждые 10000 километров
  • Когда возникает в ваз 2109 проблема в трамблёре её следует выявить, так как к ним относится и износ кулачков вала, выработка упора контактов, который скользит по ним
  • Возможный износ втулок, в которых и вращается вал, а так же разрушение подшипника в подвижной контактной пластине, возникшее ослабление контактной пружины, возможное заедание контактов на своей оси, а так же их подгорание, эрозия либо загрязнение
  • Такие неисправности неизбежно приводят к изменениям зазоров либо нарушению контакта в контактах
  • А вследствие этого — потеря мощности мотора, полное прекращение работы его на холостом ходе, заметное снижение приёмистости, и появление рывков при резком нажатии педали газа
  • При сильном износе либо разрушении подшипника в подвижной контактной пластине, а так же при критическом износе втулок, и обрыве минусового шунта, возникновении нарушение контакта рычага либо контактной пары или даже самого контакта вызывает появление хлопков в глушителе или впускном коллекторе
  • Это может так же возникнуть при сгорании помехоподавляющего резистора, который находится в бегунке распределителя
  • Если двигатель совсем не заводится это чаще всего связано либо с отсутствием контакта, либо отсутствием зазора контактной пары, и еще пробой бегунка (бегунок снимаете и приобретаете новый)
  • Полное отсутствие, загрязнение либо выгорание контактов легко определяется визуально, а если отсутствует разряд в высоковольтном броне проводе, идущем от катушки зажигания, тогда надо заменить провод, если это не решило проблемку, сменить катушку
  • Если же искра есть на центральном проводе, но отсутствует на свечных проводах, это свидетельствует о неисправности бегунка
  • К неисправностям так же относятся — неисправность центробежного либо вакуумного регуляторов
  • При появлении слабой искры на центральном проводе либо слишком большом искрении между контактов свидетельствует о неисправности конденсатора
  • Примечание: Не следует при ремонте (да и вообще) устанавливать дополнительных конденсаторов либо конденсаторов с большей ёмкостью
  • По номиналу емкость конденсатора допускается в пределах 0,15 – 0,35микроФарад

Инструкция по проверке катушки зажигания мультиметром

Проверка описываемого элемента представляет собой трёхступенчатый процесс. Начинается он с тщательной подготовки. Затем осуществляется визуальный осмотр и всё заканчивается тестированием системы с задействованием специальных приборов.

Функционирование катушки может проверяться на профессиональных диагностических стендах в специальных сервисах и дилерских центрах. Для проведения самостоятельной проверки потребуется использовать мультиметр. Данный инструмент представляет собой универсальный диагностический прибор максимально широкого спектра применения.

Возможно, вас также заинтересует статья нашего специалиста, посвящённая тому, как проверить лямбда-зонд мультиметром.

Подготовительные операции

Перед тем, как начать саму диагностику катушки зажигания, потребуется подготовить мультиметр. Данный прибор в состоянии определить точные показатели напряжения и уровень электрического сопротивления в Ом.

В современных авто установлены разного рода катушки зажигания. Параметры каждой из моделей обозначены ПТС каждого авто. Подобные показатели необходимо знать, чтобы можно было провести диагностику. Проверка заключается в выявлении такого параметра, как сопротивление катушки зажигания, то есть сопротивление вторичной и первичной обмоток. Если в процессе проверки не удаётся обнаружить показатели сопротивления, можно будет опираться на общепринятые признаки.

Внешний осмотр

Внешние характеристики системы могут в зависимости от модели немного различаться. Отличаются такие характерные элементы, как:

  • крышка;
  • корпус;
  • расположенная по центру клемма;
  • два контакта.

В процессе визуального осмотра элемента потребуется внимательно изучить состояние корпуса и постараться обнаружить на поверхности трещины, сколы и прожжённые участки. По той причине, что корпус выполнен из эбонита и, соответственно, не пропускает ток, неисправность прибора по большей части будет связана с внутренними повреждениями.

Если в процессе изучения состояния внешних характеристик катушки выявляются определённые проблемы, элемент потребуется заменить на новый. Новая катушка должна строго соответствовать всем необходимым техническим характеристикам – сопротивлению обмотки, длительности и энергии искры. Если проблем с внешними характеристиками не обнаруживается, можно перейти к проверке первичной и вторичной обмоток.

Проверка первичной обмотки

На данном этапе мультиметр требуется присоединить к минусовому и плюсовому выводам, а прибор настроить на замер уровня сопротивления. Несмотря на то, что устройства от разных авто характеризуются разными значениями уровня сопротивления, показатель колеблется в диапазоне 0,4 — 2 Ом.

Если в процессе диагностики прибор показывает величину, входящую в данный диапазон, можно судить об исправности устройства. Отображение на дисплее значения 0 Ом прямо говорит о том, что в обмотке произошло короткое замыкание. Если же полученным значением является бесконечность, произошел обрыв в электрической цепи. После проверки первичной обмотки можно приступать к обнаружению проблем со вторичной.

Проверка вторичной обмотки

Во время данной проверки щупы мультиметра потребуется присоединить к плюсовому контакту и к проводам высокого напряжения. Если устройство обладает специальным пластинчатым сердечником, параметры сопротивления будут находиться в диапазоне 6 — 9 кОм. Все остальные категории катушек будут превышать 15 кОм.

Сравнение результатов измерений с нормированными значениями

После проверки и определения уровня сопротивления двух категорий обмоток, все полученные показания нужно сравнить со стандартными, установленными производителем параметрами. Тщательная проверка сдвоённой катушки – это более сложная задача. Первичная обмотка в катушках такого плана подключается непосредственно к разъёму.

Стандартная схема сдвоённой катушки несколько отличается от обычной и её знание необходимо в процессе проверки первичной обмотки. Вторичная обмотка будет прозваниваться без особых проблем. Для этой цели достаточно просто присоединить тестер к паре высоковольтных выводов.

Неисправности в системе зажигания

При отсутствии искры, в первую очередь необходимо проверить:

  • на контактных системах, наличие искры на контактах;
  • на электронных – исправность и наличие сигнала с датчика оборотов (датчик коленвала или распредвала);
  • наличие питающего напряжения на коммутаторе, блоке управления, а также катушке (ах) зажигания;
  • целостность высоковольтных проводов;
  • целостность керамических деталей (крышки трамблера, «бегунка» и т. д);
  • свечи зажигания;
  • исправность электронных блоков управления;

При пропусках воспламенения, причины надо искать, прежде всего, в высоковольтной системе. «Утечки» напряжения в бронепроводах, свечах, катушках.

Также высоковольтная часть может быть причиной «троения» или «подтраивания» мотора, «стрельбы» в воздушный фильтр или в глушитель (особенно автомобили с ГБО), плохого запуска, как на холодную, так и на горячую.

Самым оптимальным способом диагностики различных систем зажигания, считается снятие осциллограмм, с первичных и вторичных цепей искрообразования. По осциллограмме можно определить практически все виды неисправности системы зажигания, такие как:

  • пробой бронепровода;
  • межвитковое замыкание катушки;
  • отсутствие или искаженный сигнал с датчиков и коммутатора;
  • дефект свечей зажигания;

К сожалению, без осциллографа, устранить неисправность можно только методом подмены деталей, на заведомо исправные.

Есть, конечно, и другие «народные» методы, они конечно не достаточно эффективны, но с их помощью можно определить с какой детали стоит начать замену, например:

  1. В темное время суток открыть капот на заведенном автомобиле, если будет виден эффект «северного сияния», то есть свечения «бронепроводов», их нужно заменить.
  2. Визуальный осмотр свечей на наличие ферритизации изолятора электрода (появление красного токопроводящего налета на изоляторе свечи, из-за низкокачественного топлива, с большим содержанием металлов и ферроцена) и появлению пробоев, в виде токовых дорожек.
  3. Осмотр крышек трамблера и распределителя зажигания на наличие трещин и пробоя.

Совет

Никогда не проверяйте наличие искры в электронных системах зажигания, сняв высоковольтный провод со свечи. С высокой долей вероятности выйдут из строя, сама катушка, электронный блок управления или коммутатор.

На контактных системах зажигания, допускается чистка контактов надфилем или пилочкой, с последующим восстановлением зазора.

Что нужно знать о неполадках электронной СЗ

Если при включении зажигания на панели приборов включилась только часть индикаторов, это также может быть обусловлено сбоями в работе СЗ, хотя и менее вероятно. Если говорить о неисправностях в работе электронной СЗ, то как и в любом другом случае, неполадки в ее работе в первую очередь отражаются на функционировании силового агрегата.

Основные симптомы:

  1. Не включается зажигание. Когда все плохо, система просто не запустится.
  2. Двигатель запускается, но с большим трудом. Иногда водителю приходится по несколько минут с перерывами крутить стартер, чтобы запустить мотор. В конечном итоге, если свечи зажигания не будут залиты, двигатель все же удастся запустить.
  3. Потеря мощности силового агрегата. При попытке разогнаться водитель может чувствовать провалы, машина не набирает скорость. Особенно явно такие признаки проявляются при движении в гору, в частности, при езде на пониженной передаче.
  4. Неустойчивая работа двигателя на холостом ходу. Мотор может без причины заглохнуть (автор видео — Рамиль Абдуллин).

Что касается основных причин, то они могут быть следующими:

  1. Обрыв либо пробой в цепи высоковольтников.
  2. Поломка или сбои в функционировании управляющего устройства.
  3. Износ или выход из строя свечей.
  4. Неисправности функциональности катушки.
  5. Неисправности либо некорректная работа входных контроллеров, отвечающих за функционирование и частоту вращения коленчатого вала. Такая проблема также может быть обусловлена нарушением контактов в электроцепи.
  6. Сбои в работоспособности датчика Холла.

Если вы столкнулись с проблемами падения мощности двигателя, а также увеличенного расхода топлива, то вероятнее всего, это обусловлено неполадками в работе ЭБУ либо его контроллеров. Также это может быть обусловлено и проблемами в работоспособности самих свечек. Так или иначе, если вы хотите, чтобы зажигание правильно включалось, то любые неисправности подлежат ремонту или замене, который, кстати, вы можете осуществить в домашних условиях.

Но так или иначе, перед тем, как выполнять ремонт, нужно понимать, что далеко не всегда описанные выше неисправности означают поломку в работе СЗ. Такие проблемы могут быть следствием неработоспособности других элементов и узлов, поэтому прежде чем приступить к диагностике СЗ, рекомендуем проверить систему подачи бензина. Кроме того, сбои в работе силового агрегата могут быть обусловлены плохим соединением патрубка усилителя с впускной магистралью или клапаном (автор видео — Владислав Каганов).

https://youtube.com/watch?v=xpNehNNgw1Q

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector